«Транснефть» требует создать «зоны отчуждения» вокруг трубопроводов

Поделиться - это проявление заботы!

«Транснефть» требует создать «зоны отчуждения» вокруг трубопроводов

Минэнерго готовит законопроект о беспрепятственном доступе к объектам компании

В соответствии с законопроектом «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» у «Транснефти» появится возможность оперативно осуществлять демонтаж объектов, возведенных в охранной зоне нефтепроводов, а полномочия сотрудников ведомственной охраны будут значительно расширены, вплоть до предоставления им права на задержание, досмотр и изъятие вещей и документов у нарушителей.

В документе будут прописаны право компании получать беспрепятственный доступ к трубопроводам для их ремонта, реконструкции, устранения последствий аварий, а также формула определения арендных платежей за пользование землями, где проходят трубопроводы, транспортирующие нефть или нефтепродукты.

Право на безопасность

«Необходимость принятия подобного документа объясняется тем, что «Транснефть» — это стратегическая организация, основной целью которой является обеспечение интересов Российской Федерации в области осуществления транспортировки по магистральным трубопроводам нефти и нефтепродуктов, а не получение прибыли», — заявил вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Владимир Рушайло на семнадцатом заседании Экспертного совета компании.

Монополия вынуждена постоянно контактировать с владельцами земельных участков, расположенных в пределах охранных зон магистральных нефтепроводов. Это связано, прежде всего, с выбором и последующим оформлением земельных участков под строительство трубопроводов, проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту, ликвидации несанкционированных врезок, а также необходимостью патрулирования, однако прозрачной системы доступа к трубам на сегодняшний день нет.

«Эти проблемы связаны с несовершенством действующего законодательства, причем они носят системный характер и присущи многим регионам России. Недобросовестные собственники земельных участков, препятствуя в корыстных целях обеспечению нормального функционирования магистральных трубопроводов или выставляя непомерные финансовые требования для осуществления эксплуатации и ремонта, создают реальную угрозу для населения и экологии», — уверен Рушайло.

Самым распространенным способом стало затягивание с принятием решения о заключении договоров с организациями «Транснефти», что приводит к срыву сроков ремонта. Широкое применение получила также практика выкупа земель физическими и юридическими лицами, не осуществляющими и не планирующими осуществлять какую-либо хозяйственную деятельность на этих территориях. Цель таких бизнес-схем проста– получение от «Транснефти» за доступ к трубопроводам финансовых средств, в размере многократно превосходящих среднерегиональные рыночные ставки арендных платежей.

Отдельная проблема – попытка физически противостоять попыткам ремонта. В ряде случаев, такое противостояние сопряжено с угрозой для жизни работников нефтетранспортных организаций, вплоть до угроз огнестрельным оружием.

«Так, 23 июля 2015 года в Волжском районе Самарской области при производстве ремонтных работ на участке Альметьевск-Куйбышевск-1, с участием охранной структуры «Центр безопасности», которые препятствовали ликвидации аварии в течение нескольких дней. Аналогичные примеры были и в Ставропольском крае, в Иркутской области», — рассказал Владимир Рушайло.

Еще одна проблема – незаконная застройка охранных зон магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Безусловным лидером в данной сфере выступает Московская область. Проведенная в июне-июле 2015 года совместно с сотрудниками ГУ МВД России по Московской области проверка условий использования земельных участков в пределах установленных охранных зон Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода (КМНПП) выявила 246 нарушений режима использования охранной зоны. КМНПП – стратегически важный объект, протяженностью свыше 480 километров, он обеспечивает поставки топлива в аэропорты Московского авиационного узла.

«Мы произвели в прошлом году более 10 миллионов тон авиатоплива, гражданская авиация потребила 8,7 млн тонн, а потребности Московского авиаузла составляют 52 % от этого объема, то есть он потребляет больше 4 млн тонн, почти половина идет по Кольцевому продуктопроводу, поэтому любой инцидент на КМНПП может привести к коллапсу», — считает председатель подкомитета по моторным топливам Торгово-промышленной палаты РФ Наталья Шуляр.

Так как у организаций, эксплуатирующих трубопроводы отсутствует законодательно закрепленное право доступа к загрязненным территориям, проведение оперативной локализации и ликвидации последствий аварии в ряде случаев умышленно не допускается рядом собственников земельных участков. Причем владельцы таких участков стремятся к незаконному обогащению за счет взыскания сумм компенсаций, в десятки раз превосходящих стоимость самих участков.

«В современных условиях, говоря о том, что компания «Транснефть», совместно с органами государственной власти, с органами региональной власти хочет установить четкие, понятные, прозрачные и обязательные для всех правила игры в сфере землепользования в охранных зонах трубопроводов и продуктопроводов, мы говорим о безопасности наших граждан, безопасности жителей российских регионов. Нас иногда осуждают за то, что мы, скажем, не допускаем всех желающих к пользованию околотрубными технологическими проездами и упрекают нас в том, что мы не делаем их открытыми. Но мы спрашиваем в ответ — но ведь по полю аэродрома мы же не ездим, например, на дачу, чтобы сократить путь? То же касается и застройки тех территорий, которые входят в охранные зоны. Давайте думать об этом именно в таком ключе», — считает вице-президент «Транснефти» Михаил Маргелов

Жесткие меры



28 июля 2015 года президент «Транснефти» Николай Токарев обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой о принятии мер по дополнительному нормативному регулированию вопросов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Президентом России были даны поручения, в исполнение которых Минэнерго России, Минэкономразвития и Минюст при непосредственном участии специалистов «Транснефти» приступили к разработке проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. Речь прежде всего идет о решении вопросов о недостаточной регламентации правового статуса магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также их операторов. 18 ноября текущего года было заключено соглашение между «Транснефтью» и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, кроме того, компания ведет работу по подготовке соглашения о взаимодействии с МЧС России.

«Одним из основных аспектов обеспечения безопасности нефтетранспортной отрасли является качественное и корректное отражение в реестрах объектов недвижимости, как в реестре прав, так и в государственном кадастре недвижимости, сведений о расположении охранных зон. Наше законодательство устроено таким образом, что сведения, за редким исключением, вносятся по заявительному принципу, на основании заявления правообладателя. Причем основная часть объектов трубопроводного транспорта была возведена до появления государственного кадастра недвижимости, в связи с чем проведение работ по описанию местоположения существующих трубопроводов затруднено, — говорит руководитель Росреестра Игорь Васильев.

В настоящее время Росреестр совместно с «Транснефтью» реализует пилотный проект по выявлению нарушений при использовании земельных участков, расположенных в охранной зоне одного из объектов в Московской области. Кольцевой магистральный нефтепродуктопровод был построен и эксплуатируется с 70-х годов прошлого века, и в ходе проверки там было выявлено свыше 2500 земельных участков, границы которых накладываются или пересекают охранную зону.

«Учитывая сложность проведения внеплановых проверок Госземконтроля и муниципального земельного контроля, мы отправили информацию в прокуратуру Московской области, которая довела эти сведения до районных прокуроров Московской области, чтобы при обращении органов МСУ в районные прокуратуры не возникало вопросов с предоставлением предписаний о проведении внеплановых проверок», — рассказал заместитель генерального директора по инвестициям ИК «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров.

Основной вопрос заключается в том, как отличить добросовестных правообладателей, по тем или иным причинам оказавшихся собственниками земельных участков, находящихся в охранной зоне магистральных трубопроводов, от недобросовестных, желающих обогатиться за счет незаконной скупки земель.

«Доктрина добросовестности-недобросовестности только нарождается и практика только формируется, поэтому очень важно соблюсти грань, чтобы, с одной стороны, признавать недобросовестными тех, кто пытается взыскать десятки миллионов в год с клочка земли, и не признавать недобросовестными тех, кому предлагают, допустим, 75 рублей за год аренды и он отказывается», — считает руководитель корпоративной практики  «ФБК — право», входящей в компанию «Финансовые и бухгалтерские консультанты», Александр Ермоленко.

Несмотря на то, что этот и ряд других вопросов остаются дискуссионными, участники Экспертного совета компании пришли к консенсусу относительно того, что «Транснефть» должна иметь беспрепятственный допуск к нефтепроводам.

«Если собственник добросовестный, но приобрел имущество с ограничениями, это не устраняет проблему, в силу сервитутов и других ограничений он все равно должен будет расстаться со своим имуществом в том или ином порядке. В отношении недобросовестных собственников, которые торгуются, будут приниматься жесткие меры.

В правовом регулировании нужно привести в порядок комплекс нормативно-правовых актов, нужно ввести прямую норму, вопрос только в том, в каком виде она будет принята», — подвел итог председатель Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» Дмитрий Орлов.

Поделиться - это проявление заботы!