«Трансаэро» не выйдет из пике
Gudok.ru напоминает как за 24 часа авиакомпания, которую планировали сохранить и санировать, превращается в банкрота
На фоне событий, происходящих вокруг «Трансаэро», цена акций авиаперевозчика за день рухнула вдвое. По данным Московской биржи, акции авиакомпании «Трансаэро» в течение торговой сессии 2 октября подешевели более чем в два раза, до 12 руб., обновив исторический минимум. За месяц цена акций «Трансаэро» упала в восемь раз. Таким образом, на фондовом рынке подтвердилось окончательное крушение авиакомпании, которая занимала второе место в России по пассажиропотоку.
1 октября пресс-служба «Аэрофлота» сообщила об отказе от приобретения «Трансаэро», в связи с тем, что акционеры «Трансаэро» не представили предложение о покупке пакета 75% плюс одна акция в установленный срок — до 28 сентября.
В этот же день Федеральное агентство воздушного транспорта сообщила о выполнении авиакомпанией «Трансаэро» рекомендации о прекращении продаж билетов. Лицензию у компании пока не отозвали, но купить билеты на ее сайте уже невозможно. Крупнейшие фирмы по онлайн-бронированию тоже прекратили продажу на рейсы «Трансаэро».
Утром 2 октября министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на площадке Международного экономического форума в Сочи признал, что единственный возможный вариант дальнейшего развития событий в отношении авиакомпании «Трансаэро» — банкротство.
У перевозчика есть обязательства в 20 миллиардов рублей перед аэропортами и топливозаправочными компаниями, а общий долг компании перед банками сейчас составляет более 60 миллиардов рублей.
Однако министр транспорта Максим Соколов заявил, что говорить о банкротстве «Трансаэро» пока преждевременно. По состоянию на 12 часов 2 октября, по его словам, никто из кредиторов не оформил иски о признании авиакомпании банкротом. Он также заверил, что ситуация находится под контролем профильных ведомств и обязательства по всем проданным билетам будут выполнены.
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец гарантировала, что в случае банкротства «Трансаэро» большинство ее сотрудников перейдут на работу в другие авиакомпании, прежде всего, в «Аэрофлот».
Председатель правления Сбербанка Герман Греф в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015 сообщил, что «Сбербанк России» намерен подать иск о банкротстве «Трансаэро». «Наш финансовый долг мы попытаемся извлечь в процессе банкротства. Как только мы «просудим» задолженность, мы, естественно, будем обращаться к процессуальным действиям, к процедурам банкротства», — заявил Герман Греф.
Глава ВТБ Андрей Костин в кулуарах форума рассказал, что ВТБ также ждет просрочек по долгу «Трансаэро», чтобы начать процедуру банкротства. «У «Трансаэро» пока нет просрочек по долгу перед ВТБ, но завтра она может появиться, компания неплатежеспособна», — сказал он. «Трансаэро» — это компания-банкрот, собственники ее бросили, а Аэрофлот был крайне не заинтересован брать какую-либо дополнительную нагрузку из-за «Трансаэро», — добавил Костин, отметив, что юристы ВТБ уже готовятся подавать иски.
В то же время, «Альфа-Банк» стал первым обратившимся в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве «Трансаэро». Сообщение об этом содержится в едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Обязательства по лизингу «Трансаэро» составляют около 150 млрд руб. (крупнейший кредитор «ВЭБ лизинг» – 55 млрд руб.), еще 80–85 млрд руб. она должна банкам и около 16 млрд руб. — топливно-заправочным компаниям и аэропортам. Сбербанк объявил о намерении продавать самолёты «Трансаэро», взятые в лизинг.
Глава ВЭБ Владимир Дмитриев заявил о том, что в отношении «Трансаэро» обсуждается вариант «управляемого банкротства». Он назвал ситуацию «мягкой посадкой» для компании.
Лизинговая задолженность «Трансаэро» перед перед другим лизингодателем — ВТБ составляет 40 млрд руб. (обеспечен 21 самолетом), кредитная — 12 млрд руб. По словам Андрея Костина, банк рассчитывает вернуть не менее половины лизингового долга — 20 млрд руб. — за счет продажи самолетов «Трансаэро», находящихся в лизинге «ВТБ-Лизинга». Реализовать самолеты сейчас будет непросто, так как «на рынок будет выброшено много судов», добавил глава ВТБ.
Гендиректора «Аэрофлота» Виталий Савельев сообщил о прекращении полётов самолетов «Трансаэро» за границу с 5 октября. С 15 октября планировалось отменить рейсы внутри страны. Все средства, потраченные на билеты, предполагалось вернуть пассажирам за счёт «Аэрофлота».
Сотни тысяч пассажиров ждут решения о судьбе «Трансаэро». На рейсы компании к данному моменту было продано 650 тысяч билетов. Пассажиров, которые ранее приобрели билеты готовы перевезти «Аэрофлот», UTair и S7.
Позже пресс-служба «Аэрофлота» заявила, что рейсы «Трансаэро» продлят до 15 декабря. Всем, кто должен был лететь после объявленной даты, вернут деньги.
Кредиторы «Трансаэро» заявили о возможности формирования новой компании на базе авиапарка обанкротившегося перевозчика. «Стоимость воздушных судов, которые «ВЭБ-лизинг» предоставил в лизинг «Трансаэро» — 55 млрд рублей. Эти самолеты являются собственностью «ВЭБ-лизинга». При любом развитии ситуации «ВЭБ-лизинг» — бенефициар этих судов, равно как и «ВТБ Лизинг», у которого, как и у нас, 21 самолет», — заявил Дмитриев.
Глава ВЭБа считает, что эти самолеты можно ремаркетинговать, найти нового покупателя, и таким образом частично решить проблему. «Можно комбинированный вариант — объединиться с «ВТБ Лизингом», поддержать наши лизинговые компании, создав нового авиаперевозчика, таким образом решив проблемы с этими судами. Сейчас все эти опции рассматриваются. С точки зрения создания компании, мы полагаем, что можно и управленческий персонал найти, и аэропорты приписки», — сказал он.
Антон Песков, Gudok.ru
Справка
В начале сентября правительство решило спасти оказавшуюся в предбанкротном состоянии «Трансаэро» путем передачи контроля над ней «Аэрофлоту». «Аэрофлот» предложил выкупить 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 рубль. Но акционеры «Трансаэро» не успели консолидировать необходимый пакет акций, и 1 октября «Аэрофлот» отказался от оферты. Правительство приняло решение, что «Трансаэро» пройдет процедуру банкротства. 1 октября компания остановила продажу билетов.